Автор: Светлана Скакун
Двадцать третьего мая состоялось радостное для всех поклонников «высокого искусства событие: после шестилетней реконструкции грандиозной шоу-программой открылся Бурятский государственный академический театр оперы и балета. Ответственной за техническое оснащение театра была компания Asia Music. Открытие театра, а также его работа в течение уже трех месяцев в очередной раз доказали: инсталляции, выполненные Asia Music, достойны бурных оваций.
В результате реконструкции здания и его технологического переоснащения театр превратился в современный, начиненный новейшим оборудованием, способный конкурировать с лучшими театрами страны храм искусства. На сегодняшний день Бурятский театр оперы и балета аккумулирует в себе передовые разработки в области светового, звукового, видео- и трансляционного оборудования, механики сцены, архитектурной акустики и архитектурного освещения.
Постановочное освещение обеспечивают комплект из прожекторов с самыми разными оптическими системами и мощностью, скроллеры на поворотных лирах и сканирующие световые приборы, которые позволяют художнику по свету сделать партитуру весьма разнообразной и способны обеспечить уникальным световым сопровождением любую постановку — от эстрадной до оперной. Световой комплекс управляется с одного из самых современных пультов, имеет более чем достаточное количество диммерных каналов и систему дистанционного управления питанием нерегулируемых линий.
К слову, о диммерной: в сердце театра находятся особые диммерные блоки, работа которых осуществляется через оптоволокно и позволяет управлять световым шоу с расстояния в тысячи километров с помощью Интернета. Это означает, что светорежиссеры и светооператоры, находясь, например, в Москве или Иркутске, могут программировать световое шоу для спектаклей и даже проверять техническое состояние светооборудования.
Система озвучивания зала представлена абсолютным лидером американского рынка — SLS Audio, занимающимся производством профессиональных акустических систем класса Hi-End. При проектировании театра специалисты столкнулись со сложной задачей: так как БГАТОиБ является зданием архитектурного наследия и находится под охраной государства, необходимо было полностью сохранить оформление зала лепниной, не закрывать ее оборудованием. В то же время система озвучивания должна была соответствовать требованиям отечественных и международных норм для театров оперы и балета. Так, согласно международным стандартам допустимая неравномерность звукового давления во всех зонах зрительного зала — 1,5 дБ, по российским стандартам — 2 дБ. Добиться необходимых показателей при указанных условиях можно было лишь с помощью активных линейных массивов колонного типа SLS Audio, которые по техническим характеристикам оптимальны для данного зала. В итоге в зрительном зале театра оперы и балета достигнутая равномерность звучания составляет +/-1 дБ, что намного лучше международных стандартов, не говоря уже о российских.
С системой озвучивания театра тесно связана архитектурная акустика зала. Как известно, уровень реверберации, то есть эхо, в зрительном зале оперного театра, который планируется использовать и для эстрадных постановок, должен быть не менее 1,2 с. Именно такие показатели и были достигнуты. Этому способствовали три ключевых фактора: одежда зрительного зала, изготовленная из натуральных материалов, специальная акустическая штукатурка, нанесенная на стены зала, и кресла.
Кресла заслуживают отдельного внимания. Их дизайн идентичен дизайну кресел, сделанных более полувека назад, лишь сиденья стали откидывающимися и более удобными. Кроме того, компоненты новых кресел обладают звукопоглощающими характеристиками (под сиденьями кресел сделана специальная перфорация — звукопоглощающая ловушка) и выполнены из натуральных тканей и пород дерева.
Одежда сцены также в немалой степени влияет на состояние архитектурной акустики зала. Одежда обеспечивает дополнительное звукопоглощение, отвечает всем требованиям противопожарной безопасности и хранит традиции и культурное наследие театра. Например, новый антрактно-раздвижной занавес, благодаря долгой и кропотливой работе, с точностью воспроизводит занавес первоначальный.
Что касается отделки стен, то в зале была применена бесшовная технология SТО с акустической штукатуркой STOSilent что позволило на фоне жестких ограничений со стороны надзора комитета по сохранению памятников исторического наследия получить необходимый фонд звукопоглощения с сохранением первоначального вида и цвета стен.
Особое внимание уделено звукоизоляции инженерных систем — вентиляции. Под полом амфитеатра размещается большое количество воздуховодов и вентиляционных решеток, что потребовало их дополнительно звуко- и вибро-изолировать. Сам пол также был дополнительно звукоизолирован, а пустоты под полом покрыты звукопоглощающими материалами.
Механика сцены — движущая сила любого театра. Верхняя механика сцены в числе прочего представлена антрактно-раздвижным занавесом, декорационными подъемами и дорогой полетного устройства. Нижняя механика представлена пятью передвижными люками провала и накладным вращающимся кругом. Необходимо отметить, что все старое механооборудование было полностью демонтировано. Новое механооборудование имеет цифровое управление и выполнено с применением немецких двигателей и лебедок SEW-EURODRIVE. Заметим, что такие лебедки применялись в нижней механике сцены Русского драматического театра имени Бестужева, который в декабре прошлого года получил за техническое оснащение международную премию Prointegration Awards 2010.
Из интересных находок специалистов Asia Music можно отметить электрошкафы систем управления лебедками занавесов с постоянной скоростью, которые собраны на высоконадежных комплектующих ABB (автоматические выключатели, контакторы, кнопки, индикаторы и т.п.). Корпуса — прочные шкафы со степенью защиты IP-54. Кабели вводятся в электрошкаф через гермовводы IP-68 DKC, на винтовые клеммы (без пайки). В шкафах применяются преобразователи частоты Mitsubishi, серии FR-E700 или интегрированные ПЧ TTS. На сегодняшний день это одни из лучших приборов для использования в приводах театральной механики. Расширенные сервисные функции позволяют выбирать оптимальные режимы работы приводов в различных условиях. Векторное управление гарантирует сохранение момента на любых скоростях — важнейший показатель качества привода. Возможность программно повышать несущую частоту до 16 кГц обеспечивает разное снижение слышимых шумов электродвигателя, что особенно актуально в театре.
Архитектурное освещение театра стало настоящим подарком не только театралам, но и всем жителям Улан-Удэ и гостям города.
Управление сменой и интенсивностью заливного цвета осуществляется с EURO DJ OneTouch 192 — пульта управления светом.
В системе управления электропитания прожекторов архитектурного освещения предусмотрено интеллектуальное временное реле и сумеречный датчик, что позволяет включать и выключать автоматически с учетом изменения светлого и темного времени суток.
Отныне жители и гости города, совершая вечерние прогулки, могут насладиться красивейшим световым шоу на стенах театра и хотя бы таким образом стать ближе к искусству.
Идти в ногу со временем театру также поможет светодиодный экран производителя, работавшего для Олимпиады в Пекине и конкурса «Евровидение». Высочайшее качество передаваемого изображения, возможность трансформации экрана помогут сделать постановки более зрелищными и необычными. Также порадуют зрителя уникальные музыкальные инструменты. При их разработке музыканты театра давали рекомендации производителям и лично ездили принимать готовые инструменты в Японию и Германию. Также в театре инсталлированы:
Таким образом, зрители и труппа театра получили оснащенный по последнему слову техники театр, который в то же время сохранил свои традиции и колорит.
Selecon (Новая Зеландия) — данный бренд давно закрепился на рынке театрального оборудования как один из мировых лидеров. Огромный ассортимент театральных прожекторов позволяет подобрать необходимый комплект для любого проекта. Также Selecon отличается качеством и надежностью. Один из главных плюсов — грамотно спроектированная естественная вентиляция оборудования, что позволяет быстро отводить раскаленный воздух из приборов, сохраняя тем самым срок службы ламп и фильтров.
VariLite — лидер в производстве автоматизированного светового оборудования. Практически не имеет конкурентов по светоотдаче и качеству получаемых цветов.
Вся регулируемая часть постановочного освещения построена на цифровых диммерных системах TheatreStageLightingAustraliaRD 96 класса Hi-End. Данные »системы практически не имеют аналогов. Это сложное А устройство, созданное с учетом более чем десятилетнего опыта разработок, современных технологий, компьютерной электроники и программного обеспечения. RD 96 дают возможность управлять всей системой одним из трех видов передачи данных: по кабелю DMX, Ethernet и оптоволокну. Многофункциональный большой LCD-дисплей и клавиатура на дверцах позволяет управлять, настраивать и отображать всевозможные параметры системы.
Нерегулируемая часть постановочного освещения построена на блоках распределения питания TheatreStageLightingPWD 4-5 и блоках прямых включений TheatreStageLightingPDS 12-3 и PDS 6-5. Надежные и функциональные блоки качественно обеспечивают электропитанием все световые приборы и спецэффекты.
TheatreStageLightingArc 2000 и Chromo. Данные приборы отвечают всем требованиям для постановочного освещения театров. Позволяют дистанционно направлять приборы с максимальной точностью позиционирования и менять цвета на театральных прожекторах, что, несомненно, делает обычные «статичные» прожекторы более функциональными и удобными в работе.
FlyingPigSystems. Консоль управления Wholehoglll является непревзойденным лидером. Интуитивный, гибкий и удобный как в работе, так и в программировании пульт, позволяет быстро и качественно реализовывать все замыслы художников по свету. Крыло расширения ExpansionWing делает более свободной его работу в крупных инсталляциях.
Линейные массивы колонного типа SLS Audio высотой 7,5 м. Каждый портал состоит из пяти активных систем SLSAudioPLS8695v2-WT. Центральный массив состоит из двенадцати элементов SLSLS6500. Благодаря такой конфигурации удалось получить неравномерность звукового поля до +/-1 дБ во всей зрительской части. Еще одной особенностью линейных массивов является применение высокочастотных ленточных драйверов, патент и производство которых принадлежит SLS Audio. В результате все модели акустических систем (от студийных мониторов до линейных массивов) способны работать в диапазоне частот свыше 20 кГц. Немецкие цифровые усилители Hoellstern применялись для обеспечения качественного звукового тракта. Они обладают высокой линейностью, сверхмощными выходными каскадами (до 15 кВт в мост) и способны работать на нагрузку 1 Ом.